Концепция реализации образовательных программ для старшеклассиков
Как социальный организм школа (в широком понимании этого слова) находится в общем вихре тенденций нашего бурного века, отражает идеологические и социально-экономические проблемы общества. Увеличение объема информации, развитие форм массовой культуры, рост темпов жизни, объема человеческих контактов, изменение социально-экономической формации, кризисные явления в обществе, природе, в семье - эти и многие другие факторы повышают "температуру" общества. Тенденции к гумманизации всей системы образования, к переходу от педагогики "знаний, умений, навыков" к педагогике развития, наметившиеся в последнее время, создают необходимые предпосылки для реализации нестандартных подходов к обучению и воспитанию.
На наш взгляд, наступило время кардинальных перемен в образовательной системе Теоретическое и практическое содержание курсов, преподаваемых в "школьный" период должно соответствовать необходимости приобретения умения ориентироваться в возникающих сложных социально-экономических проблемах в условиях нестабильной политической и экономической ситуации в нашей стране.
Негосударственный МОФ УДЦ "Бизнес-лицей" предоставляет старшеклассникам возможность получить дополнительное образование в области экономики, бизнеса, культуры, естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Основополагающими принципами концепции его образовательной деятельности являются:
Правовое обеспечение МОФ УДЦ "Бизнес-Лицей"
Правовое обеспечение деятельности МОФ УДЦ "Бизнес-лицеи» определяется следующими документами:
Цели и задачи МОФ УДЦ "Бизнес-Лицей"
Основной целью Лицея является построение комплексной системы дополнительного образования в области экономики, бизнеса и культуры в условиях обеспечения социальной среды наибольшего благоприятствования развитию интеллектуального и творческого потенциала подростков и старшеклассников.
Основные задачи Лицея:
Исследовательский компонент работы Лицея предполагает:
Парктическая деятельность МОФ УДЦ "Бизнес-Лицей"
Лицей осуществляет образовательную деятельность в области экономики, бизнеса, культуры, гуманитарных и естественно-научных отраслей знаний. Базовая образовательная система включает в себя три ступени:
1 ступень - подготовительный уровень (7-8 класс)
2 ступень - базисный уровень (8-9 класс)
3 ступень - уровень специализации (9-10 класс)
4 ступень – довузовская подготовка (9-11 класс)
Реализация данной системы предполагает двух и четырех летние программы обучения, включающая в себя образовательные блоки практических знаний, стажировки, мастер-классы.
Базовая программа четырехлетнего обучения.
1 ступень - подготовительный уровень (7-8 класс)
Задачи:
- Введение в изучаемую проблематику - экономика, бизнес и культура;
- Интеллектуальное и личностное развитие подростков;
- Адаптация к образовательной системе "Бизнес-Лицей", формирование позитивной учебной мотивации.
Содержание (изучаемые курсы)
- Учись учиться в "Бизнес-Лицее";
- Введение в мир бизнеса и экономики;
- Введение в юриспруденцию и специальность юриста;
- Искусство самовыражения;
- Психология межличностных коммуникаций;
- Деловой-этикет;
- Технология рекламы;
- Культура речи. Практикум публичных выступлений;
- Экскурсии;
- Деловой клуб.
По окончании обучения на подготовительном уровне лицеисты получают характеристику, отражающую развитие их интеллектуальных способностей и личностных качеств (по итогам психологической диагностики), а также уровень освоения предложенных дисциплин.
2 ступень - базисный уровень (8-9 классы)
Задачи:
- Изучение базовых теоретических и практических дисциплин программы;
- Формирование готовности к профессиональному и жизненному самоопределению;
- Включение лицеистов в работу научного общества учащихся.
Содержание (изучаемые курсы):
- Принципы экономического мышления и экономического анализа;
- Основы маркетинга;
- Гражданское и предпринимательское право;
- Трудовое право;
- Психология личностного роста;
- Основы менеджмента;
- Жизненное и профессиональное самоопределение;
- Эристика с элементами логики;
- РR - организация внешних контактов;
- Экскурсии;
- Деловой клуб.
По окончании базисного уровня лицеисты получают сертификат успешного прохождения базисного уровня подготовки по программе "Экономика, бизнес, культура". Приложением к нему является психологическая характеристика интеллектуального и личностного развития юношей и девушек.
Реализация программы трехлетнего обучения предусматривает совмещение учебных планов подготовительного и базисного уровня для 7-9 классов следующим образом:
Задачи:
Адаптация к образовательной системе "Бизнес-лицей"; Изучение базовых теоретических и практических дисциплин программы; Формирование готовности к профессиональному и жизненному самоопределению; Включение лицеистов в работу научного общества учащихся
Курс базисного уровня 3 и 4 летних программ аналогичен.
3 ступень – «Школа бизнеса и Современного искусства», уровень специализации (9-10 классы),
Задачи:
- Специализация в выбранном направлении посредством более глубокого погружения в изучение дисциплин соответствующего профиля;
- Профессиональная ориентация старшеклассников, формирование первичных профессиональных навыков и умений;
- Активизация исследовательской деятельности, активная работа лицеистов в научном обществе учащихся.
Содержание: изучаемые курсы делятся на дисциплины, обусловленные выбранной специализацией. Помощь в адаптации к будущей профессии.
Завершением всех курсов специализации является стажировка в выбранной профессиональной области в течении 2-х недель. По окончании данного уровня лицеисты получают сертификат успешного прохождения специализации. Приложением к нему является психологическая характеристика интеллектуального и личностного развития юношей и девушек по профилирующему предмету.
4 ступень – «Школа абитуриента» включает в себя довузовскую подготовку по выбранным лицеистами предметам:
- Математика
- Русский язык.
- Литература
- Химия
- Биология
- Физика
- История
- География
- Обществознание
- Психология эффективного общения
Цели и принципы образовательной концепции «Школы абитуриента»:
Построение комплексной системы подготовки старшеклассников в естественно-научном и гуманитарном направлениях, углубления знаний – выхода на качественно иной уровень знаний по профилирующим предметам; Создание условий для максимального развития интеллектуального и творческого потенциала ребят; Элитарность образования, в котором базовыми ценностями являются интеллект, эрудиция, творчество, любознательность; Развивающее обучение ; Комплексный подход к построению образовательного процесса – изучение экономических и правовых дисциплин с опорой на сбалансированную общекультурную подготовку; Психологическое сопровождение образовательного процесса; Поддержка талантливых, стремящихся к творческой работе и общественно значимым достижениям старшеклассников.Методическая база проекта:
Программы для поступающих в МГУ имени М.В.Ломоносова, МГГУ; Программы довузовской подготовки РЭА им Г.В. Плеханова, экономического факультета МГУ; Программы для поступающих в СУНЦ МГУ им. Ломоносова– специализированный учебно-научный центр МГУ - школу имени академика А.Н.Колмогорова (для физико-математического и химико-биологического отделения), методические рекомендации преподавателей школы имени академика А.Н.Колмогорова; Программы довузовской подготовки филологического и юридического факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова (для гуманитарного отделения)Мы работаем в тесном контакте с МГУ имени М.В.Ломоносова, Российской экономической академией им. Г.В. Плеханова и тульскими вузами (ТулГУ, ТГПУ имени Л.Н. Толстого, Российской Правовой академией).
Организация обучения:
«Школа абитуриента» представлена пятью отделениями: физико-матема-тическим, химико-биологическим, гуманитарным, экономическим и юридическим. Обучение осуществляется, начиная с 9, 10 или 11 классов и рассчитано на 1, 2-х, 3-х летние курсы.
В учебном процессе используются следующие формы обучения:
Итоги экзаменов за все годы обучения в «Школе абитуриента» вносятся в свидетельство о дополнительном образовании и сертификат участия в очных обучающих сессиях с преподавателями МГУ.
По окончании МОФ УДЦ «Бизнес-лицей», лицеисты получают свидетельство установленного образца о завершении обучения по выбранной программе. Для получения свидетельства лицеистам необходимо представить сертификаты успешного завершения образования на базисном уровне и уровне специализации.
Формы реализации программы и контроля успеваемости.
Основными формами реализации образовательной программы лекции, семинары и практические занятия. Причем, на подготовительном уровне практикуются лекции с элементами интерактивной практики и деловые игры. На базисном уровне добавляются семинарские и практические занятия. На уровне специализации - коллоквиумы. Часть курсов предполагают специфические формы работы: тренинг и видеотренинг в курсах, деловые и ролевые игры в курсе риторики и т.д.
Итоговый контроль знаний осуществляется посредством:
- зачетов (подготовительный уровень),
- дифференцированных зачетов, включающих тест-контроль и собеседование (базисный уровень),
- экзаменов или дипломных работ по выбору лицеистов (уровень специализации).
В МОФ УДЦ "Бизнес-Лицей" принята рейтинговая система оценки знаний:
- Рейтинговая система (РС) оценки знаний учащихся позволяет более дифференцированно оценить работу лицеистов по изучению того или иного, преподаваемого курса.
- РС позволяет активизировать осознанную мотивацию учащихся за счет введения элемента соревновательности и постоянного взаимоконтроля посредством систематического наглядного освещения результатов в виде графиков.
- Виды рейтингов и периодичность их обновления:
- по итогам курса - личный рейтинг изучения данного предмета;
- личный "общий" рейтинг (суммарный рейтинг по изученным курсам).
- дополнительные варианты:
- рейтинг лучших лицеистов по параллели и по лицею в целом;
- общий зачет группы по параллели и лицею в целом (по мере необходимости).
- Итоговая оценка курса (количество баллов) варьируется от количества учебных часов по указанному курсу. Максимальное количество баллов не ограничивается.
Подсчет баллов
- Минимальный балл окончания подготовительного уровня для перехода на базисный уровень - 360 баллов.
- Минимальный балл окончания первого уровня с сертификатом успешного прохождения базисного уровня подготовки по программе "Экономика и право", необходимым для перехода на уровень специализации - 460 баллов.
- Минимальный балл по окончании уровня специализации (общий блок + специализация) по общему блоку - 280 баллов, по специализациям:
- ) экономика и право - 220 баллов
- правоведение - 275 баллов
- психология и социология - 325 баллов
- журналистика и политология - 300 баллов
- Для получения итоговой аттестации необходимо набрать количество баллов, которое соответствует сумме баллов базисного уровня и уровня специализации.
|
||||||||
| ||||||||
|